Москва

  Ваша корзина пуста
    

25.01.2023

Компании стали чаще нанимать персонал по реферальным программам

Все больше и больше компаний пытаются нанимать сотрудников через реферальные программы, так называют способ продвижения продукта или услуги посредством прямых рекомендаций. За последний год количество российских компаний, практикующих подобный способ рекрутинга, выросло в полтора раза.

Реферальные программы имеют множество преимуществ. Для компаний при подборе персонала они могут значительно сэкономить время, усилия и деньги.

«Реферальная программа экономит время на прямом поиске кандидатов на профильных сайтах, поэтому, конечно, она удобнее. Кроме того, подробное содержание вакансии и специфику работы человеку, приходящему по реферальным программам, описывает рекомендатель. Это сильно упрощает процесс и уже на входе отсекает тех, кто на эту конкретную должность не подходит», - рассказал Дмитрий Дударев, директор по персоналу Компании развития общественных связей (КРОС).

Компании часто используют материальное поощрение для того, чтобы заставить действующих сотрудников стремиться рекомендовать друзьям и знакомым вакансию.

Согласно исследованию, проведенному порталом SuperJob, 44% компаний, практикующих подобные программы, выплачивают сотрудникам денежные премии, если кандидат, пришедший по рекомендации, получил должность. Однако даже при отсутствии материального вознаграждения сотрудники готовы рекомендовать своих знакомых, если у компании сильный бренд и сотрудники им гордятся.

По данным SuperJob, чаще всего сотрудников «по рекомендации» набирают на вакансии в ритейле. В промышленности и строительстве чаще всего таким образом подбираются квалифицированные рабочие. Реферальные программы также используются, когда необходимо набрать линейный персонал, особенно для офисной работы. Кроме того, подобный способ рекрутинга хорошо подходит, если нужно привлечь высококвалифицированных или узких специалистов.

«Нередко в ИT-компаниях сотрудники охотно приводят на работу тех, с кем вместе учились, стажировались или раньше где-то вместе работали. Но в целом реферальные программы — это хороший инструмент для любой отрасли», - считает Роман Тышковский, управляющий партнер консалтинговой компании Odgers Berndtson.

У реферальных программ есть еще одно немаловажное преимущество — они помогают снять с команды стресс, вызванный появлением нового человека. Сотрудник, который устраивается на работу по рекомендации коллеги, не является «темной лошадкой» и легче вливается в коллектив. Кроме того, по мнению экспертов, команда, в которой работают друзья, а не просто коллеги, лучше мотивирована, имеет стабильную эмоциональную атмосферу и в целом более лояльна к компании.

«Одна из причин, почему увеличилось число компаний, практикующих реферальные программы, заключается в том, что люди, ищущие работу, зачастую не могут выбрать, какая конкретно компания подойдет им лучше всего. Человеку бывает сложно понять, можно ли доверять обещаниям той или иной компании, будет ли соответствовать информация о вакансии реалиям и т. д. В ситуации, когда вакансию рекомендует близкий человек, многие сомнения отпадают. Такой человек без прикрас расскажет о дополнительных нюансах и специфике будущей работы, возможностях и «подводных камнях» заранее, еще до первого собеседования», - прокомментировала Евгения Шамис, основатель и координатор исследовательского центра «RuGenerations - российская школа Теории поколений».

Согласно данным этого исследовательского центра, для современной молодежи на первый план выходит поиск любимого дела. Это существенно отличается от целей, к которым стремились люди, родившиеся в 90-е годы XX века.

«Любимая работа подразумевает хороших людей рядом и хорошие отношения с ними. Получается, здесь опять на первый план выходит человек, который уже работает в компании и может лучше любой официальной информации донести до своего друга-соискателя нюансы предстоящей работы, рассказать об атмосфере в коллективе. Иными словами - создать эмоциональную картину, которая поможет понять соискателю, хочет ли он стать частью компании, вписывается ли он в нее. И что важно, понять и обратное: насколько компания совпадает с его ожиданиями», - считает Евгения Шамис

Соискатель, пришедший по рекомендации, не всегда получает место в компании, а иногда теряет место после прохождения испытательного срока. В этом случае специалисты рекомендуют провести психологическую работу с тем, кто привел такого человека, чтобы действующий сотрудник не чувствовал себя виноватым и не терял мотивацию.

«Бывает, что рекомендуемый кандидат не проходит собеседование. В этом случае очень важно дать обратную связь как непосредственно самому кандидату, так и сотруднику, который его порекомендовал. Кроме того, иногда рекомендованный сотрудник не справляется с работой, и с ним приходится расставаться. Это большой стресс как для него, так и для того, кто его рекомендовал. В этом случае также важна обратная связь, ее качество и своевременность», - рассказал Дмитрий Дударев.